Ботаника 2000-е: Возрождение или Ботанический жамат


Британская/Иранская исследовательница Фериде Хеят пишет, что бардак и деморализация 90-х стали одной из причин роста религиозности в Кыргызстане. Людям нужно было что-то, на что они могли опереться и, к середине 90-х, в Кыргызстане появилось много представителей различных исламских и христианских групп/течений, которые нашли свою аудиторию. Одной из таких многочисленных групп было движение Таблиг Жамаат или «даватчилер/даватчики», как у нас стало принято их называть. Вначале было сложно, и население относилось к «новоиспечённым» мусульманам с недоверием. Однако, к 2000-м выходить на дават стало даже модным. Пик пришелся на первую половину 2000-х, и затем количество вовлеченных начало снижаться. Суть практики заключалась в том, что жамат – группа из 8-12 человек – на какое-то время отрывалась от «дунии» (мирского) и из своей мечети уезжала на три дня в другую мечеть с целью исправиться и научиться базовым исламским практикам. Городские ребята зачастую присоединялись к русско-язычным жаматам.

Ботаника не осталась в стороне, и можно было наблюдать как один за другим, ребята тоже стали присоединяться к таким поездкам и изменять свою жизнь. Индивидуальные истории того как Ботаника становилась религиозной очень интересны. Вот некоторые из них в оригинале и некоторые в коротком пересказе. Первая – история участника, который к началу 2000-х не занимался ничем кроме выпивки.

«К тому времени я каждый день с четвертого этажа спускался с похмелья. У меня кредит неограниченный был, сразу пять бутылок брал, чтобы не спускаться и за день их выпивал. Пил, чтобы просто ходить нормально, не трястись. Я уже и спать не мог – конкретная интоксикация. Пацаны приехали:
- Надо на дават сьездить
- А что это такое?
- Ну в мечети три дня переночевать.
- Ушул элеби? Да пожалуйста, мне какая разница где ночевать? А что там будет?
А они сами не знают. Им таргиб на переживание дали и они приехали ко мне. Я говорю: «Ладно, что надо брать?» «Ну, что-нибудь укрыться наверно». Взял детское одеяльце. Нифига! Как замерз чуть не сдох там, в ихласе. Весна была, и снег пошел, еще и ботасы у меня украли в мечети. Я: «Ни хрена, вот это ваш дават что-ли?» Они: «Да ладно…» И вот эти три дня меня колотило, еще и от холода с этим одеяльцем, думаю: «Вот козлы!» Но отошел. На третий день начал супчик кушать. Они мне: «Скажи субханаллах», а я вообще не понимал, говорю: «Напиши мне». А еще один наш с Ботаники ночью толкает, говорит: «Вставай, иди тахажуд читать». А я не понимаю, куда идти, чего читать, еще и дарат, а вода холодная. Блин, пошел дарат взял, пришел, в мечети никого, все спят, а он меня дурак разбудил.
- А что все спят?
- Ну это добровольное.
- Ты бык, я тебе сейчас башку снесу. Пойдем тогда со мной читать
- Пойдем лучше жрать.
А я даже днем жрать не мог и спать пошел. Вот так три дня отмучился, Ничего не понял, три дня проторчал, но бухать завязал – сразу! И с тех пор уже не пил ,15 лет.»

Некоторые истории рассказываются с чувством юмора. Вот история парня, который в 90-е был «великим махинатором»:

«А потом как-то на Ботанике встретил ребят. А они говорят: «Приходи, у @.@. отец умер. Ну, я пошел, думаю, раз плохо, надо выпить. Пить-то по любому пьем, а на похоронах это святое дело. Пошел туда смотрю, одни бородачи стоят, думаю, ладно, может мода такая, а может лезвия нет. Сижу, жду когда нальют. Потом смотрю, по одному заходят и в ухо трендят мне про Аллаха какого-то, один уходит, заходит другой – продолжение – про ангелов. Третий – про ад. Четвертый – про сахабов, а я вообще не знаю кто это такие. Я думаю ладно, за сто грамм я потерплю. Жду-жду, так и не дождался. Что за похороны такие? Это были первые похороны безалкогольные. И дней через 10-15 встречаю @. А там как раз жума намаз, и он говорит: «Вещи собери и иди на дават». Я говорю: «Без проблем». Недельку подождал, потом думаю, ладно, в моей жизни и покруче были ситуации и в армии был неизвестно где. А тут в мечети думаю – не так опасно. Вот так вышел на дават. А тогда еще я не видел религиозную литературу. А состав попался молодежный, где-то выше Канта были. Слов я не понимал. Единственное помню, механически какие-то движения за ними повторял. Но когда домой поехали, иду в сторону мечети, а у меня такое ощущение, как будто я не иду, а парю над землей и такое ощущение, что все люди как родные братья. Всех хочу обнять и поцеловать. Ну, вот после первого давата, изменение пошло, лед тронулся.»

У одного жителя Ботаники появились серьёзные проблемы со здоровьем, не было работы, и жена хотела развестись. После того как он вышел на три дня, и выздоровел и жена вернулась.

Еще товарищ, который также сильно пил на протяжении почти двадцати лет, в последнее время живя за границей, вернулся и после первой трех-дневной поездки в 2008 г. завязал и с тех пор не пьёт. Он рассказывает, что во время последующей 40-дневной поездки, просил у Аллаха жену, и уже через неделю по возвращении женился. Сейчас у него хорошая постоянная работа, двое детей и счастливый брак.

Один участник, с четырьмя ходками, во время последней ходки, в тюрьме начал читать намаз в 2012-м., а когда освободился в 2014-м, сразу вышел на три дня, и позже на 40 дней. С тех пор он регулярно выходит на дават и его жизнь постепенно налаживается.

Жизнь наладилась у всех моих респондентов.  Никто из них не пьёт, не употребляет наркотики, Двое курят, но планируют бросить как остальные. Никто не связан с криминалом. У всех есть более менее постоянные работы или заработки. Их религиозная жизнь – более менее активна, Некоторые продолжают выходить на три дня каждый месяц, некоторые реже. Однако все семеро читают пятикратный намаз, держат орозо и ходят на пятничную молитву в мечеть.

Но, что самое главное – все они сейчас поддерживают очень хорошие отношения и связб друг с другом. Все перезваниваются чуть ли не каждый день и примерно раз в неделю собираются попить чай или поесть плов. Иногда они приглашают ученных поговорить о религии на такие встречи. К тому же они стараются посещать других ребят из Ботаники и других районов города, кого они знали в детстве и юношестве. В 90-е их дружба и солидарность сильно пострадали, а теперь они восстановилась и уже в новом качестве. В этот раз у нее есть духовная основа, и по их же объяснениям, новая дружба намного крепче старой. Ботаника как группа возродилась, крепче чем она была когда либо. Интересно, что теперь ребята известны в городе как Ботанический жамат.

Это и есть счастливый конец Ботанической истории. В следующей, заключительной главе, я попытаюсь понять, что же на самом деле произошло и какие интересные выводы можно сделать их этого уникального и на мой взгляд интересного сюжета. 

 

Комментарии

  1. Очень интересная статья!!Только про нас ,ребят 1985-90гг.вообще не слово((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Ну здесь больше фокус именно на ребят со старой Ботаники - как продолжение предыдущих историй. У ребят с 85-90-х своя интересная история, еще не написанная...

      Удалить
  2. Ботаника бессмертна

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ботаника: Лихие 90-е – Те, кто выжил или то, о чём предпочитают не вспоминать

Ботаника: 70-е и 80-е - Ты помнишь как всё начиналось?