Ботаника 2000-е: Возрождение или Ботанический жамат
Британская/Иранская исследовательница Фериде Хеят пишет,
что бардак и деморализация 90-х стали одной из причин роста религиозности в
Кыргызстане. Людям нужно было что-то, на что они могли опереться и, к середине
90-х, в Кыргызстане появилось много представителей различных исламских и
христианских групп/течений, которые нашли свою аудиторию. Одной из таких
многочисленных групп было движение Таблиг Жамаат или «даватчилер/даватчики»,
как у нас стало принято их называть. Вначале было сложно, и население относилось
к «новоиспечённым» мусульманам с недоверием. Однако, к 2000-м выходить на дават
стало даже модным. Пик пришелся на первую половину 2000-х, и затем количество
вовлеченных начало снижаться. Суть практики заключалась в том, что жамат –
группа из 8-12 человек – на какое-то время отрывалась от «дунии» (мирского) и
из своей мечети уезжала на три дня в другую мечеть с целью исправиться и
научиться базовым исламским практикам. Городские ребята зачастую присоединялись
к русско-язычным жаматам.
Ботаника не осталась в стороне, и можно было наблюдать
как один за другим, ребята тоже стали присоединяться к таким поездкам и
изменять свою жизнь. Индивидуальные истории того как Ботаника становилась
религиозной очень интересны. Вот некоторые из них в оригинале и некоторые в коротком
пересказе. Первая – история участника, который к началу 2000-х не занимался
ничем кроме выпивки.
«К тому времени я каждый день с четвертого этажа
спускался с похмелья. У меня кредит неограниченный был, сразу пять бутылок
брал, чтобы не спускаться и за день их выпивал. Пил, чтобы просто ходить
нормально, не трястись. Я уже и спать не мог – конкретная интоксикация. Пацаны
приехали:
- Надо
на дават сьездить
- А
что это такое?
- Ну
в мечети три дня переночевать.
- Ушул
элеби? Да пожалуйста, мне какая разница где ночевать? А что там будет?
А они сами не знают. Им таргиб на переживание дали и они
приехали ко мне. Я говорю: «Ладно, что надо брать?» «Ну, что-нибудь укрыться
наверно». Взял детское одеяльце. Нифига! Как замерз чуть не сдох там, в ихласе.
Весна была, и снег пошел, еще и ботасы у меня украли в мечети. Я: «Ни хрена,
вот это ваш дават что-ли?» Они: «Да ладно…» И вот эти три дня меня колотило,
еще и от холода с этим одеяльцем, думаю: «Вот козлы!» Но отошел. На третий день
начал супчик кушать. Они мне: «Скажи субханаллах», а я вообще не понимал,
говорю: «Напиши мне». А еще один наш с Ботаники ночью толкает, говорит: «Вставай,
иди тахажуд читать». А я не понимаю, куда идти, чего читать, еще и дарат, а
вода холодная. Блин, пошел дарат взял, пришел, в мечети никого, все спят, а он меня
дурак разбудил.
- А
что все спят?
- Ну
это добровольное.
- Ты
бык, я тебе сейчас башку снесу. Пойдем тогда со мной читать
- Пойдем
лучше жрать.
А я даже днем жрать не мог и спать пошел. Вот так три дня
отмучился, Ничего не понял, три дня проторчал, но бухать завязал – сразу! И с
тех пор уже не пил ,15 лет.»
Некоторые истории рассказываются с чувством юмора. Вот
история парня, который в 90-е был «великим махинатором»:
«А потом как-то на Ботанике встретил ребят. А они
говорят: «Приходи, у @.@. отец умер. Ну, я пошел, думаю, раз плохо, надо выпить. Пить-то по
любому пьем, а на похоронах это святое дело. Пошел туда смотрю, одни бородачи
стоят, думаю, ладно, может мода такая, а может лезвия нет. Сижу, жду когда нальют.
Потом смотрю, по одному заходят и в ухо трендят мне про Аллаха какого-то, один
уходит, заходит другой – продолжение – про ангелов. Третий – про ад. Четвертый
– про сахабов, а я вообще не знаю кто это такие. Я думаю ладно, за сто грамм я
потерплю. Жду-жду, так и не дождался. Что за похороны такие? Это были первые
похороны безалкогольные. И дней через 10-15 встречаю @. А там как раз жума
намаз, и он говорит: «Вещи собери и иди на дават». Я говорю: «Без проблем».
Недельку подождал, потом думаю, ладно, в моей жизни и покруче были ситуации и в
армии был неизвестно где. А тут в мечети думаю – не так опасно. Вот так вышел
на дават. А тогда еще я не видел религиозную литературу. А состав попался
молодежный, где-то выше Канта были. Слов я не понимал. Единственное помню,
механически какие-то движения за ними повторял. Но когда домой поехали, иду в
сторону мечети, а у меня такое ощущение, как будто я не иду, а парю над землей
и такое ощущение, что все люди как родные братья. Всех хочу обнять и
поцеловать. Ну, вот после первого давата, изменение пошло, лед тронулся.»
У одного жителя Ботаники появились серьёзные проблемы со
здоровьем, не было работы, и жена хотела развестись. После того как он вышел на
три дня, и выздоровел и жена вернулась.
Еще товарищ, который также сильно пил на протяжении почти
двадцати лет, в последнее время живя за границей, вернулся и после первой
трех-дневной поездки в 2008 г. завязал и с тех пор не пьёт. Он рассказывает,
что во время последующей 40-дневной поездки, просил у Аллаха жену, и уже через
неделю по возвращении женился. Сейчас у него хорошая постоянная работа, двое
детей и счастливый брак.
Один участник, с четырьмя ходками, во время последней
ходки, в тюрьме начал читать намаз в 2012-м., а когда освободился в 2014-м,
сразу вышел на три дня, и позже на 40 дней. С тех пор он регулярно выходит на
дават и его жизнь постепенно налаживается.
Жизнь наладилась у всех моих респондентов. Никто из них не пьёт, не употребляет
наркотики, Двое курят, но планируют бросить как остальные. Никто не связан с
криминалом. У всех есть более менее постоянные работы или заработки. Их
религиозная жизнь – более менее активна, Некоторые продолжают выходить на три
дня каждый месяц, некоторые реже. Однако все семеро читают пятикратный намаз,
держат орозо и ходят на пятничную молитву в мечеть.
Но, что самое главное – все они сейчас поддерживают очень
хорошие отношения и связб друг с другом. Все перезваниваются чуть ли не каждый
день и примерно раз в неделю собираются попить чай или поесть плов. Иногда они
приглашают ученных поговорить о религии на такие встречи. К тому же они
стараются посещать других ребят из Ботаники и других районов города, кого они
знали в детстве и юношестве. В 90-е их дружба и солидарность сильно пострадали,
а теперь они восстановилась и уже в новом качестве. В этот раз у нее есть
духовная основа, и по их же объяснениям, новая дружба намного крепче старой.
Ботаника как группа возродилась, крепче чем она была когда либо. Интересно, что
теперь ребята известны в городе как Ботанический жамат.
Очень интересная статья!!Только про нас ,ребят 1985-90гг.вообще не слово((
ОтветитьУдалитьСпасибо! Ну здесь больше фокус именно на ребят со старой Ботаники - как продолжение предыдущих историй. У ребят с 85-90-х своя интересная история, еще не написанная...
УдалитьБотаника бессмертна
ОтветитьУдалить